Назад
На главную

 

 

 

Место под вашу рекламу

 

 

 

 

Место под вашу рекламу

 

 

 

 

Место под вашу рекламу

 

Ан-12

 

Ан-124

 

Би-1

 

Ил-76

 

Ла-5

 

Ми-26

 

Мрия с Бураном

 

Планер какой-то

 

 

 

Як-15

 

Антей

 

ТБ-3 с двумя И-15

В 38 км юго-восточнее Москвы в зелени хвойных лесов расположен первый в нашей стране музей, в котором представлены подлинные образцы техники Военно- Воздушных сил. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации - от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.

Рассказ о музее ВВС - это, в сущности, рассказ об отечественной авиации, о трудном и славном пути ее становления и развития. Переходя от экспоната к экспонату, от стенда к стенду, посетитель прослеживает всю ее историю, а посетитель нашего веб-сайта - виртуально.

Стоит заметить, что экспозиция музея включает в себя не только то, что непосредственно относится к Военно-Воздушным силам СССР и России. В ней отражено также прошлое отечественной Гражданской авиации и воздухоплавания.

В 1921-1928 годы состоялся переход Военно-Воздушного флота с военного положения на мирное, началось его возрождение, а потом и развитие в новых условиях. Несмотря на немалые трудности восстановительного периода и сложное экономическое положение страны, авиации уделяли много внимания, делалось все возможное для ее становления и укрепления. Авиационные стройки были поставлены в привилегированное положение, пользовались правом внеочередного снабжения материалами, машинами, рабочей силой. Вчера еще голодная и раздетая страна начала возводить гигантские авиационные предприятия и новые аэродромы.Строительство аэродрома Один из них соорудили в Подмосковье, в 40 км восточнее столицы, где раньше находилась большая поляна, окруженная болотами. Однако, для аэродрома места не хватало, поэтому предстояло вырубить сотни хвойных деревьев, выкорчевать пни и кустарники, выровнять поверхность и только после этого заложить на ней бетонные рулежные дорожки и две взлетно-посадочные полосы длиной по 850 м. Они были рассчитаны на взлет и посадку новых в то время 4-моторных тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.

ТБ-3 с двумя И-15Одновременно нужно было соорудить огромные ангары, а также служебные здания и жилые помещения. Словом, учитывая, что строительной техники в то время не хватало, работа предстояла чрезвычайно трудная. Нужны были пути для подвоза стройматериалов. От железнодорожной станции Щелково стали прокладывать однопутную ветку. Конечную станцию сделали на месте бывшего хутора, владельцем которого был некий Монин, и назвали Монино. Вскоре на станцию начали прибывать строители аэродрома. Первый отряд состоял из 5000 рабочих, а также нескольких тысяч мобилизованных крестьян с лошадьми и телегами.

Руководил строительством комбриг К. В. Маслов. Он же одновременно занимался и формированием первой тяжелой бомбардировочной бригады. Сооружение аэродрома шло быстро и уже в 1932 году на нем начали садиться первые ТБ-3.

И вряд ли кто-нибудь мог тогда подумать, что вскоре Монино будет известно не только соотечественникам, но и за рубежом.

В 1940 году в поселке Монино задумали разместить Военно-Воздушную Академию. В это время в Монино уже был первоклассный аэродром, где могла базироваться авиационная эскадрилья академии, классные помещения для занятий, в домах можно было поселить до 1160 семей, а в казарменных помещениях до 2500 человек. Правда, здесь уже находилась школа младших авиационных специалистов и ее нужно было перевести на новое место. Все вопросы вскоре были решены в пользу академии.

29 марта 1940 г. Народный Комиссар Обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов подписал приказ, по которому следовало выделить из состава Военно-Воздушной ордена Ленина академии имени профессора Н. Е. Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС в самостоятельную академию и присвоить ей название "Военно-Воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии".

К концу сентября 1940 г. в академии в основном решили наиболее важные и трудные задачи подготовительного периода. И 1 октября 1940 г. в 9 часов утра перед оживленными слушателями открылись двери аудиторий и начался первый учебный год. В годы Великой Отечественной войны на Монинском аэродроме базировались части действующих Военно-Воздушных сил, в частности, дальние бомбардировщики Ил-4.

Для прохождения летной практики со слушателями 9 апреля 1943 года при академии создали учебный полк. В связи с тем, что слушателями были летчики разных родов авиации, 8 октября 1946 года учебный авиационный полк преобразовали в смешанную авиадивизию, в которую входили истребительный, бомбардировочный, штурмовой авиаполки и отдельная транспортная эскадрилья, со всем необходимым для ее обслуживания.

Полеты со слушателями академии проводились на аэродроме Монино до 4 апреля 1956 года, когда скоростным самолетам он стал тесен, а удлинять взлетно- посадочную полосу было некуда. И 4 апреля 1956 года аэродром закрыли для эксплуатации, а авиационную дивизию расформировали.

Как же можно было использовать освободившуюся площадь, сохранив в Монино авиационный гарнизон? Усилиями первого заместителя главнокомандующего ВВС маршала авиации С. И. Руденко и начальника Военно-Воздушной Академии маршала авиации С.А.Красовского это удалось - освободившуюся территорию ремонтных мастерских отдали под выставку авиационной техники.

В начале 1958 года приказом по академии образовали внештатную группу специалистов, на которую возложили выполнение реставрации экспонатов и ремонты помещений бывших мастерских для превращения их в музейные залы. Ответственным назначили генерал-майора авиации в отставке Михаила Васильевича Шишкина - известного военного летчика, участника нескольких войн. В группу, предназначенную для подготовки помещений для Музея, вошли Н. И. Амилеев, К. И. Армягова, Б. А. Бердников, П. Г. Васильков, А. Дворецкий, В. П. Зайцев, А. М. Мансуров, В. П. Романова, М. М. Суслов и Н. И. Филиппов.

Основное здание, общей площадью около 4 тыс. кв. м, которое передавалось музею, представляло собой теплый деревянный ангар с прилегающими к нему помещениями, построенный еще в 1935 году, а теперь находившийся в полуразрушенном состоянии. Ему и предстояло стать основным экспозиционным залом музея, в котором разместятся самолеты Великой Отечественной войны. Музею отводились и два неотапливаемых ангара общей площадью 4500 кв/м, имевшие столь же неприглядный вид.

28 ноября 1958 года появился приказ №209 Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами "О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС; при Краснознаменной Военно-Воздушной академии", с которого и началась история музея. Он гласил:

"Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолетов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полетов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации.
Приказываю:
Создать при Краснознаменной Военно-Воздишной академии музей-выставку авиационной техники Военно-Воздушных Сил. В экспозиции музея-выставки показать развитие и боевое применение отечественной авиации".

На основании этого приказа составили и утвердили разработанный в Военно-Воздушной академии и поначалу весьма скромный штат музея: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, 3 научных сотрудников и столько же смотрителей залов.

Начались энергичный ремонт помещений и одновременно прием экспонатов и создание экспозиций. Авиационную технику приходилось ремонтировать, так как она прибывала, как правило, неисправной. Ее ремонт провели силами специалистов музея, а в создании экспозиций помогали мастерские Военно-Воздушной академии.

Первым начальником музея стал майор Константин Петрович Данилин из академии, а его заместителем генерал-майор в отставке М. В. Шишкин.

Большие трудности при организации Музея Военно-Воздушных Сил были связаны с поисками старых летательных аппаратов. По этому поводу Главнокомандующий ВВС специальным приказом обязал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей устаревшие образцы авиационной техники и, в первую очередь, самолеты.

В соответствии с ним мы обратились к начальнику тыла ВВС с такой просьбой. Однако, тот ответил, что "передать музею устаревшие виды самолетов мы не имеем возможности, так как было постановление ЦК КПСС о том, что вся устаревшая авиационная техника должна быть разобрана и переплавлена как металлолом. Если бы этот музей создавался несколько лет тому назад, то мы смогли передать музею все образцы устаревших самолетов и другой авиационной техники".

К сожалению, с подобным отношением к собственной истории работникам музея приходилось сталкиваться неоднократно, вплоть до последнего времени.

К августу 1959 года была закончена подготовка помещения да размещения собранных экспонатов, их подготовили к экспонированию, приобрели и разместили много подлинных исторических материалов и документов.

Все работы по ремонту, получению авиационной техники, вооружения и спецоборудования выполнялись сотрудником музея.

Большое внимание его созданию уделял начальник академии маршал авиации С. А. Красовский. Помог и приказ Главнокомандующего о передаче музею устаревшей авиационной техники и оборудования.

Як-15В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебно-тренировочными самолетами По-2, Як-18, одним планером, 20 авиапулеметами и пушками.

Первые руководители музея К. П. Данилин и М. В. Шишкин начали поиски экспонатов. Для этого установили связи с ЦАГИ, Летно-испытательным институтом имени М. М. Громова, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М. В. Фрунзе и в 1959-1960 году из последнего получили самолеты Ла-7, "Вуазен", "Сопвич", Миг-15, а также несколько двигателей. Тогда же нам передали штурмовик Ил-10, авиалайнер Ил-12, бомбардировщик Ту-12, истребитель МиГ-9, многоцелевой самолет АНТ-2, гондолу стратостата "СССР-1".

АнтейИ вот, 23 февраля 1960 года музей ВВС был открыт для посетителей. В нем имелось 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.

В 1961 году начальником музея стал генерал-майор в отставке Алексей Иванович Щербаков. Летчик. С первых и до последних дней участвовал в Великой Отечественной войне. После нее командовал авиационной дивизией, корпусом, возглавлял факультет в Военно-Воздушной Академии.

К началу 70-х годов музей приобрел популярность и директивой Главного штаба Вооруженных Сил СССР от 30 января 1971 года монинскую выставку авиационной техники ВВС преобразовали в "Музей Военно-Воздушных Сил СССР". Новый этап в его истории начался с 1972 года, когда его начальником стал С. Я. Федоров.

Генерал-лейтенант авиации Сергей Яковлевич Федоров - удивительной судьбы человек. Родился в 1910 году. На его глазах строился Красный Воздушный Флот. Принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году помогал китайскому народу защищаться от японских милитаристов. С первых до последних дней Великой Отечественной войны находился на фронте, выполнил 50 боевых вылетов в составе Дальней бомбардировочной авиации. 40 лет отдал службе в рядах Советской Армии. С 1972 года по 1989 год проработал начальником Музея ВВС. После ухода с должности остался в нем экскурсоводом.

На начало 1970 года коллекция летательных аппаратов насчитывала около 40 единиц. Причем отсутствовали такие сыгравшие большую роль в войне самолеты, как истребители конструкторского бюро А. С. Яковлева. Из 36 тыс. выпущенных машин этой фирмы в музее не было ни одного! Как и бомбардировщиков С. В. Ильюшина, а также лучшего в мире бронированного штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика АНТ-40 (СБ), тяжелых бомбардировщиков А. Н. Туполева и многих других не менее известных машин.

В поиске утраченных машин музею помогали группы энтузиастов-поисковиков. Они составили карты-схемы обнаруженных самолетов, изучили их состояние, возможность эвакуации и восстановления. И эта работа принесла успехи.

Часть найденных ими самолетов была восстановлена и теперь находится в экспозиции. Это бомбардировщик ДБ-3 конструкции С. В. Ильюшина, его же знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, скоростной бомбардировщик СБ, истребитель Як-9 ОКБ А. С. Яковлева. А вот ТБ-1, Пе-8 и МиГ-3 пока ждут своей очереди на восстановление. Известны места, где лежат еще четыре с лишним десятка старых самолетов, и сотрудники музея изучают данные о них, а также возможность эвакуации и восстановления.

В конце 1989 года начальником музея ВВС был назначен генерал-лейтенант авиации в отставке В. А. Горбачев.

За 1990 г. была проделана большая работа по расстановке самолетов в ангарах и на открытой площадке. Их разместили но конструкторским бюро и в хронологическом порядке, после чего музей приобрел новый вид. А в начале того же года он, по приказу Министерства Обороны СССР № 10 от 10.1.90г. "О переводе культурно-просветительных учреждений, драматических театров и концертных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования" приступил к переходу на них и к платным услугам.

18 июня 1992 года вышла директива Генерального штаба о том, что упраздняется гражданская должность начальника и его заместителя, а вводится военная. Начальником музея стал полковник В.Н. Толков.

25 июля 1996 г. Приказом Министра обороны Российской федерации его место занял подполковник А. Ю. Яблонских.

В феврале 2000 года начальником музея ВВС был назначен полковник А. В. Гончаров.

Музей ВВС постоянно совершенствует организационно-штатную структуру и теперь в нем имеются отделы пропаганды (с 1991 г. музейный), научной экспозиции, комплектования фондов и реставрационные мастерские.

Ежегодно музей посещает более 150 тыс. человек - школьники, студенты, рабочие, военные и т.д. Вот что написала в книге отзывов дочь С. П. Королева: "Безусловно, это уникальный музей авиации - по своим масштабам, форме и содержанию. Осматривая его, чувствуешь гордость за нашу Родину, ее авиационный конструкторский ум. Хочется выразить глубокую благодарность создателям и хранителям музея, всем, кто здесь работает, замечательным экскурсоводам - профессионалам".

В 1998 году музей ВВС принял более 20 тыс. школьников и студентов. Проведению экскурсии с ними придают особое значение.

Большим интересом пользуется музей у иностранных туристов и деловых людей. Его уже посетили делегации из 81 страны, больше всего из США, Англии, Болгарии, Германии, Франции, Кубы и т.д. Так, ирландский журналист Поль Делффи сказал: "Я был в 30 авиационных музеях мира. Слышал, что в Монино есть такой. Я ко всему был готов, но то, что я здесь слышал и видел меня просто потрясло. Это самая интересная, самая крупная коллекция самолетов. Это просто фантастика."

С первых дней существования музея в нем организовали реставрационную мастерскую, возглавляемую А. М. Мансуровым.

Экспонаты необходимо поддерживать в хорошем состоянии, обеспечивать их ремонт. В этом отношении нам много помогали ОКБ А. Н. Туполева, О. К. Антонова. Они присылали своих специалистов, которые придавали самолетам должный вид.

За время существования музея его посетило более 3-х млн. экскурсантов. С каждым днем это число возрастает.

Подготовлено по материалам
официального сайта Центрального музея ВВС РФ

Сайт управляется системой uCoz