Посёлок Монино
расположен на северо-востоке от
Москвы в живописном лесном уголке.
Ещё в летописях XII - XIII веков
упоминается об этих местах. Здесь
проходил Стромынский тракт, соединяя
Киевскую Русь с Владимиро -
Суздальским княжеством. Шёл он через
земли села Арестово в Монинскую
пустошь. Князь Иван Колита в 1327 г.
подарил эти земли великой княгине
Настасье. Позднее село Арестово
вошло в Осеевскую волость
Богородского уезда Московской
губернии. В начале XIX века на
Монинской пустоши братья Шишковы
построили две текстильные фабрики.
После Октябрьской
революции фабрики были
национализированы и объединены в
Монинский камвольный комбинат. В 1928г.
в районе Монинского леса началось
строительство авиационной базы и
железнодорожной станции. Для
размещения строителей стихийно
возникли первые землянки и бараки.
Севернее железной дороги - землянки и
бараки для грабарей (возчиков живого
транспорта). Южнее - бараки для
рабочих, это будущий рабочий городок.
Возле железнодорожной станции - дома
и бараки для её рабочих и служащих. А
вблизи аэродрома - ангары, склады и
жилые помещения для лётного и
технического состава авиационной
бригады. Посёлок грабарей
дальнейшего развития не получил. В
рабочем городке выросло ещё 5 бараков
и 4 двухэтажных деревянных дома. А в
авиационном городке - первые
кирпичные дома. В одном из них в 1930г. в
двух комнатах открылась школа на 3
класса по 15 учеников в каждом. А в 30-е
годы ввели в строй каменную 2-х
этажную семилетнюю школу.
Далее появились:
медицинский пункт, ясли, роддом,
столовая, гастроном, дом красной
армии и спортивные площадки.
Строительство и развитие посёлка
осуществлялось под общим
руководством Маслова. В конце 30-х
годов значительно усложнилась
международная обстановка,
приближалась вторая мировая война.
Стране требовались
авиационные командиры, способные
руководить боевой деятельностью
авиационных частей и соединений. С
этой целью на территории посёлка
Монино в 1940г. была создана военно-воздушная
академия. Первым начальником
академии был назначен генерал-майор
авиации Померанцев. Июнь 1941г. надолго
прервал мирный труд советского
народа, наступили годы испытаний.
Промышленность, транспорт и сельское
хозяйство были переключены на
удовлетворение нужд фронта. Лозунгом
дня стало: "Всё для фронта, всё для
победы".
"Вот в этом
самолётном цехе мы всю войну
работали, и на холодном аэродроме,
тоже самое, и на стоянках, тоже
самолёты ремонтировали, под
брезентом и палатками с
аккумуляторными лампочками", -
говорит одна из ветеранок великой
отечественной войны. На фронт ушёл
каждый третий житель посёлка. "Вот с
этого аэродрома когда немцы подошли
к Сталинграду и вышли к Кавказскому
хребту нам было приказано, правда мы
начали боевые действия раньше - в
июне месяце, вот, нам было приказано:
ударить по Киннехсбергу", - говорит
один из пилотов-ветеранов. За годы
войны академия подготовила
несколько тысяч авиационных
командиров, штурманов, офицеров тыла.
Многие воспитанники прошлись боями
от Москвы до Берлина. С огромными
потерями страна сумела отстоять
социалистические завоевания,
защитить свою свободу и
независимость и вышла победителем из
самой жестокой битвы столетия.
Война принесла
немало горя и страданий советскому
народу. Не обошла она и наш посёлок. Около
полутора тысяч жителей Монина не
вернулись домой. Сотни экипажей
героически погибли, выполняя боевые
задания Родины. Предстоял огромный
труд по восстановлению
промышленности, транспорта,
сельского хозяйства. После войны
Монино получило юридический статус,
избран первый поселковый совет
депутатов трудящихся во главе с
Вавиловым. Позднее избирались новые
составы поселковой власти, но
программы их деятельности всегда
были схожи: продовольствие, топливо,
школы, сады, ясли, жильё, жильё и жильё.
К этому времени население посёлка
возросло до 15000 человек. Фактически,
сложилось 3 микрорайона: военный
городок, жилищное строительство
которого только разворачивалось;
рабочий городок, жилой фонд которого
состоял из бараков; посёлок
Стахановский - это 113 домов на правах
личной собственности граждан.
Впервые были разработаны чертежи
посёлка, план его благоустройства,
приняты решения по электрификации и
газификации, строительству школ,
больниц, домов.
В рабочем городке в
1945г. открылась начальная школа.
Располагалась она в старом бараке с
печным отоплением. А в лесу
Стахановского посёлка открылась
семилетняя школа. Заметно
активизировалась работа системы
здравоохранения. С фронта вернулись
врачи-фронтовики: Федорченко,
Данилевская, Демидова, Лобова и др. С
приходом в академию маршала авиации Красовского,
жилищное строительство приобрело
особый размах. Благодаря его усилиям
в посёлке появилось 38(!)
благоустроенных улиц: Авиационная,
Академическая, Баранова, Дружбы,
Лесная, Центральная, Южная и др.
Началась газификация посёлка. В
результате совместных действий
поссовета и руководства академии,
наше Монино стало единственным в
области полностью газифицированным
посёлком. Появилась первая
телефонная станция на 1000 номеров,
открылось автобусное сообщение по
маршрутам до Щёлково, Акрихино,
Купавны и Ногинска. К началу 70-х годов
была закончена реконструкция
железной дороги, проложен второй
путь от Чкаловской до Монино и далее -
до Фрязево, построен пешеходный
тоннель и кинотеатр "Огонёк" на
400 мест.
В 90-х годах сдано в
эксплуатацию 9 многоэтажных домов, 2
торговых комплекса, открыт офортный
пункт милиции, проведена замена
линий электропередач в микрорайоне
Стахановский. Реконструированы:
северный КПП, плавательный бассейн.
Началось восстановление стадиона
Локомотив.
Сегодня Монино - это
один из научных учебных и культурных
центров Щёлковского района.
Градообразующим компонентом посёлка
является Военно-воздушная академия
имени Ю. А. Гагарина - единственная в
стране кузница авиационно-командных
кадров. В академии обучались тысячи
авиационных командиров, сотни из них
стали видными военачальниками, более
семисот её выпускников - герои
Советского союза и России. 65 из них -
дважды герои, а Иван Никитович
Кожедуб - трижды герой Советского
союза. Академию закончили 23
зарубежных и отечественных космонавта.
У нас проходил спец подготовку
первый космонавт планеты Ю. А.
Гагарин. Академией выполнено более
четырёхсот крупных фундаментальных
научно-исследовательских работ.
Издано около двухсот учебников,
разработано 2780 нормативно-правовых
документов для строевых частей и
слушателей академии. За высокие
показатели в подготовке авиационных
командных кадров 462 офицера,
прапорщика, рабочих и служащих
академии награждены орденами и
медалями. Гордость академии
составляют: 4 академика, 2 члена-корреспондента
академии военных наук, 3 заслуженных
деятеля науки и техники, 26 докторов и
315 кандидатов военных наук, 52
профессора и 378 доцентов. Учебно-материальная
база академии - одна из лучших в
вооружённых силах. Она включает
более 30-ти компьютерных классов, 10
специализированных командных
пунктов, 12 авиационных тренажёров и
систем моделирования динамики
боевых действий и
автоматизированной оценки
результатов боя. На пороге нового
тысячелетия академия смело смотрит в
будущее, она была, есть и будет
колыбелью виднейших военных
теоретиков и талантливых
военачальников.
След.
стр. ->
|